РП география Свердл. области

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького"

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_______ И.В.Перевалова
26.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор средней школы №1
им. М.Горького
___________ А.Ю.Таратынов
58-ОД от 26.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «География Свердловской области»
для учащихся 9 классов

г. Асбест 2024 г.

Содержание
1. Планируемые результаты освоения курса
2. Содержание курса
3. Тематическое планирование

Планируемые результаты освоения курса
Личностным результатом обучения в ходе изучения курса «География Свердловской
области» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения:
1. ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона, а
именно, нашей области);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства области;
- представление о нашей области как субъекте РФ, её месте и роли в России;
- осознание единства географического пространства области как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - осознание
значимости и общности проблем области;
2.
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему
региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
Средством развития личностных результатов служит материал и прежде всего
продуктивные задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География Свердловской области»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
2. умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
1. формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст )
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира;
- объяснять роль различных источников географической информации;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве области;
- описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах:
- использование географических умений;
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
- использование карт как моделей;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- понимание смысла собственной действительности;
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения

окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
Содержание курса
Общий обзор Свердловской области
Что изучает география Свердловской области. Источники географической информации.
Особенности физико-географического положения. Крайние точки области. Экономико- и
транспортно-географическое положение. Соседи Свердловской области, роль во внешней
торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения области.
Природные условия, их хозяйственная оценка и использование.
Геологическая история и геологическое строение территории. Полезные ископаемые.
Особенности рельефа Свердловской области. Факторы, определяющие климат и
особенности климата. Разнообразие внутренних вод области. Закономерности
распространения почв. Растительный и животный мир области. Природные комплексы
Природные зоны и ландшафты. Разнообразие природных условий и ресурсов.
Население
Историко-географические особенности населения. Развитие экономики со времён Петра 1
до 1861г..Экономический облик Среднего Урала после реформы. Численность населения
области, естественный прирост. Структура населения и формы расселения.
Особенности хозяйства области
Общая характеристика хозяйства. МОК государственного значения. Металлургический и
химический комплексы.
Отрасли машиностроительного комплекса. Лесная и
деревообрабатывающая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, комплекс
строительных материалов. АПК области. Инфраструктурный комплекс по производству
предметов народного потребления и сферы услуг. Транспортный комплекс.
Экологические проблемы области
Загрязнение окружающей среды. Оптимизация природопользования.

Тематическое планирование
№

Название темы
Всего

Количество часов
Теория

Практика

1 Общий обзор Свердловской
области
2 Природные условия, их
хозяйственная оценка и
использование.
3 Население

3

1

2

5

2

3

3

1

2

4 Особенности хозяйства
области
5 Экологические проблемы
области
всего

4

2

2

2

1

1

17

7

10

п/п


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».