МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________ ________________________
И.В. Перевалова
«26» 08. 2024 г.
А.Ю. Таратынов
Приказ №58-ОД
от «26» 08. 2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
г. Асбест 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРЕКТ»
Учебный предмет «Индивидуальный проект» играет ведущую роль в
выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования российской
гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального
российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими
людьми на благо человека и общества.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного
мира, является залогом общественного прогресса и важным условием
индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена
таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с
успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке,
творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала
«учительницей жизни», важно учить школьника основам проектноисследовательской деятельности.
Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые
имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам
гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом —
культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о
людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации
их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в
привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также
в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным
исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе,
вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа
поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область
гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки,
необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в
современный мир:
-навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или
практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы,
которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать
способы работы с ними, умение планировать собственную работу и
самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время
людьми многих творческих профессий;
- навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в
работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной
собственности;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
- навык работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными
ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская
деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.
Цель программы
развитие познавательной активности обучающихся, их творческих
способностей через приобщение к проектно-исследовательской деятельности,
создание условий для организации этой деятельности и получения её
результатов.
Задачи
Обучающие:
активизация мыслительной деятельности обучающихся;
ознакомление обучающихся с теоретическими знаниями и
специальной терминологией основ проектно - исследовательской
деятельности;
ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в
жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами
исследований;
формирование дополнительных знаний в ходе проведения
исследования;
ознакомление с принципами и правилами организации проектноисследовательской деятельности;
формирование навыков поиска и работы с различными
информационными источниками;
формирование навыков презентации результатов
собственнойдеятельности.
Развивающие:
развитие мотивации к процессу получения знаний;
развитие творческого, критического мышления, расширение
кругозора обучающихся;
развитие образного и пространственного мышления, памяти,
воображения, внимания;
развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве
(умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим
собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть
доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в
поведении);
развитие
умений,
способствующих
саморазвитию
обучающихся:самовыражения, самопрезентации и рефлексии.
Воспитательные:
воспитание
целеустремленности,
самостоятельности, инициативности, творческого отношения к
делу;
формирование
у
обучающихся
потребности
к
целенаправленному самообразованию;
развитие самостоятельности и ответственности за результаты
собственной деятельности;
развитие внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Индивидуальный проекте» на
базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного
времени на два года обучения составляет 34 часа в год. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 0,5 часа.
Содержание учебного предмета
10 класс
1. Введение (1 час)
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и его понятийносодержательные элементы.
2. Виды проектных и исследовательских работ( 1 час)
Доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья,
научный отчет, реферат, проект, модель и др. Типовая классификация проектов.
3. Организационные основы индивидуального проекта (3 часа)
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы над
проектом. Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся, характеру
контактов, продолжительности).
4. Формы продуктов проектной деятельности. (2 часа)
Паспорт проекта. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оценивания
проектной деятельности.
5. Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности,
творчества (2 часа)
Общая
характеристика
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности.
Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности.
Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы,
предмета и цели исследования. Источники и условия исследовательского поиска.
6. Методы исследования и их характеристическая составляющая. (3 часа)
Тема исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение
объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Исследовательские методы и
методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и
средства формализации.
7. Основные понятия для изучения. (2 часа)
Тема исследования, актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задача,
эмпирические методы, теоретические методы, методы диагностики, объяснения, наблюдения,
эксперимента, опроса, метод беседы, метод изучения продуктов деятельности, статистические
методы.
8. Вариативность поиска и обработки информации. (2 час)
Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска
информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.
11 класс
1. Оформление исследовательского проекта (1 час)
Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных работ
учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. Раздел
«Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка
литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул.
2. Работа с первоисточниками. (1 час)
Приемы работы с научной литературой и первоисточниками. Работа с понятийным аппаратом
проекта в соответствии с выбранной темой.
3. Этапы работы над проектом (практические занятия) (6 часов)
1. Выбор темы. Составление плана работы над проектом.
2. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками. Работа с понятийным
аппаратом проекта в соответствии с выбранной темой.
4. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
5. Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование).
6. Предварительная защита проектов.
4. Представление результатов исследовательского проекта (2 часа)
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности подготовки к
защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий.
Общие правила процедуры защиты письменных работ. Формы письменной продукции:
доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов.
5. «Подводные камни» защиты проекта (1 час)
Психологическая помощь. Понятие о научной этике, межличностное общение и
коммуникативные
навыки.
Невербальное
общение
и
проблема
эмоционального
самовыражения. Вербальное общение. Технология коммуникации. Основные стили в
общении. Рефлексия.
6. Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные
консультации учителя или тьютора (6 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого
проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами
пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он
вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
активное участие посредством реализации социально ориентированных
исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и
достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов,
социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности моральноэтических принципов в деятельности исследователя
готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в
ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований
и важнейшего ориентира для проектных работ;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с
реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой
собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-
исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно
профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых
проектов;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования.
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и
практического познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
компетентности через практическую проектную и исследовательскую
деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной
задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать
вопросы как исследовательский инструмент;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
1.
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации;
эффективно систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
проектной или исследовательской работы при решении конкретной
практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать
собственные действия с другими членами команды;
оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и
проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения;
владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы;
вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших
трудностей.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы (основное общее образование)
представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных
областей, затрагиваемых в ходе проектно-исследовательской деятельности
школьников.
Русский язык:
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами
в электронной форме;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или
письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой
практики;
овладение основными нормами современного русского литературного языка.
Литература:
умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
умение использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в
библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.
Иностранный язык:
участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и
межпредметного характера с использованием иноязычных материалов;
использование иноязычных словарей и справочников, в том числе
информационно-справочных систем в электронной форме.
История:
овладение историческими понятиями и их использование для решения
исследовательских и проектных задач;
умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов;
умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
умение находить и критически анализировать для решения исследовательской
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного
края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим
периодом;
умение соотносить извлеченную информацию с информацией из других
источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;
умение привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками.
Обществознание:
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни,
характеризовать их существенные признаки, элементы и основные функции;
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначения в целях решения различных
исследовательских или проектных задач;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных
адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить
ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом;
умение, используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической
проектной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Введение
Виды
проектных
Количество часов
Содержание
10
22
теория практика
1
Цели, задачи и содержание курса обучения.
Определение понятия «проект» и его
понятийно-содержательные элементы.
и
1
Типовая классификация проектов
исследовательских работ.
Организационные основы
индивидуального проекта
1
2
Основные требования к проекту. Структура
учебного проекта. Классификация проектов
(по доминирующей деятельности учащихся,
характеру контактов, продолжительности).
Формы
продуктов
проектной деятельности.
1
1
Паспорт проекта. Оформление проектной
папки.
Виды
презентации.
Система
оценивания проектной деятельности.
Методология
проектирования,
учебноисследовательской
(научной)
деятельности,
творчества
1
1
Общая характеристика проектной и учебноисследовательской деятельности. Структура
и
специфика
проектной
и
учебноисследовательской (научной) деятельности.
Основные понятия: проблема, предмет и цель
исследования.
Взаимосвязи
проблемы,
предмета и цели исследования. Источники и
условия исследовательского поиска.
Методы исследования и их
характеристическая
составляющая.
1
2
Основные
изучения
для
1
1
и
1
1
Тема
исследования.
Актуальность
исследования. Противоречия и проблемы.
Определение объекта, предмета, гипотезы,
цели
и
задач
исследования.
Исследовательские методы и методики.
Методы теоретического и эмпирического
исследования. Статистические методы и
средства формализации.
Реферат,
научный
журнал,
тезисы,
компиляция текста, рабочий
вариант,
редактирование текста, введение, титульный
лист, выводы, заключение, цитаты, ссылки,
стилистические «запреты».
Виды информации (обзорная, реферативная,
сигнальная, справочная), методы поиска
информации.
Этические
законы
заимствования информации, соблюдение
авторских прав.
Оформление
результатов
исследования.
Правила оформления письменных работ
учащихся. Основные требования к структуре
работы.
Приемы работы с научной литературой и
первоисточниками.
Выбор темы. Составление плана работы над
проектом.
Работа с понятийным аппаратом проекта в
соответствии с выбранной темой.
Опытно-экспериментальная и
исследовательская деятельность.
Практические навыки оформления проекта
Предварительная защита проектов
Особенности
подготовки
к
защите
письменных работ. Подготовка текста
выступления.
Подготовка
отзывов
и
рецензий. Общие правила процедуры защиты
понятия
Вариативность поиска
обработки информации
Оформление
исследовательского
проекта
1
Приемы работы с
первоисточниками.
Этапы работы над
проектом
1
1
1
1
1
Представление
результатов
исследовательского
1
1
2
проекта
«Подводные
защиты проекта
камни»
Индивидуальная
практическая
работа
учащихся над проектом
Защита проектов
Итого
1
6
10
2
24
письменных работ. Формы письменной
продукции: доклад, реферат, тезисы, научный
отчет, статья. Презентация проекта.
Психологическая помощь. Понятие о научной
этике,
межличностное
общение
и
коммуникативные навыки. Невербальное
общение и проблема эмоционального
самовыражения.
Вербальное
общение.
Технология коммуникации. Основные стили
в общении. Рефлексия.
Индивидуальные консультации учителя или
тьютора
Публичная защита проектов
Всего: 17 часов
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Количество часов
Тема урока
Введение
Виды проектных и
исследовательских
работ.
Организационные
основы
индивидуального
проекта
Формы
продуктов
проектной
деятельности.
Методология
проектирования
учебноисследовательской
(научной)
деятельности,
творчества
Методы исследования
и их
характеристическая
составляющая.
Всего
лекции
1
1
1
1
3
2
2
1
1
1
Дата
Виды
Практика контроля изучения
опрос
www. researcher.
ru
тест
www. vernadsky.
dnttm. ru
2
1
Практи
ческая
работа
kspu. ptz.
ru/structur/kafedry/
kafbotaniki/metod_
mat/mod2.htm
1
тест
3
1
2
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
http://temagenerato
r. ru/
Основные понятия для
изучения
Вариативность поиска
и обработки
информации
Оформление
исследовательского
проекта
7
8
9
10
11
12
Приемы работы с
первоисточниками
Этапы работы над
проектом. Выбор
темы. Составление
плана работы над
проектом.
Представление
результатов
2
1
1
2
1
1
1
1
1
5
5
2
2
13
«Подводные камни»
защиты проекта
1
14
Индивидуальные
консультации учителя
или тьютора
6
15
1
Защита проектов
2
Итого
34
www. konkurs.
dnttm. ru
опрос
www. researcher.
ru
тест
www. vernadsky.
dnttm. ru
опрос
опрос
1
6
2
10
опрос
www. konkurs.
dnttm. ru
Инд.
работа
Публич
ная
защита
24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Методическое обеспечение реализации программы.
Принципы отбора содержания.
Личностно-ориентированный
подход
(обращение
к
субъектному
опыту
обучающихся,
т.е.
опыту
собственной
жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности
каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося,
уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение
заданий различной степени сложности).
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной
мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные
ценности).
Свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичности, последовательности, наглядности обучения.
В качестве ведущих методов обучения по Программе используются
проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Цели и задачи Программы реализуются через содержание и формы
организации учебного процесса.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет
максимально приблизить решение поставленных Программой задач и
развить индивидуальные возможности обучающихся.
Материально-технические условия реализации Программы.
Для успешной реализации программы необходимы: помещения,
удовлетворяющие требованиям к образовательному процессу в
учреждениях дополнительного образования, компьютеры, принтер и
ксерокс, мультимедийная установка.
Список литературы, используемой при написании программы
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч. 2005 г. №
6.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе
педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по
работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во
«Профи», 2004
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская
Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001- 48 с.
работа
в
школе
/
4. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися
исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2004.
№2. С. 77-82.
5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы /
А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С. 102-105.
6. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других
видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С
105-107.
7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М.,2002. 17
с.
8. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
9. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //
Одаренный ребенок. 2003, №2
10. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании // Исследовательская работа школьников, 2004.
№1. 24 с.
11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. М., 2003. 203 с.
12. Шунков А.В., Милькова Е.В. О некоторых аспектах исследовательской
деятельности в общеобразовательном учреждении. // Исследовательская
деятельность учащихся в современном образовательном пространстве:
Сборник статей / под ред. А.С.Обухова. М., 2006. С. 354-358.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. www. konkurs. dnttm. ru
2. http://temagenerator. ru/
3. kspu. ptz. ru/structur/kafedry/kafbotaniki/metod_mat/mod2.htm
4. www. konkurs. dnttm. ru
5. www. vernadsky. dnttm. ru
6. www. researcher. ru