МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
И.В.Перевалова
«29» 08. 2025 г.
________________________
А.Ю.Таратынов
Приказ 55-ОД от «29» 08. 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания»
для обучающихся 9-х классов
г. Асбест, 2025 г.
Пояснительная записка
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в
контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации
в современных условиях;
- способствовать улучшению освоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание».
Факультативный курс «Актуальные вопросы обществознания» для 8 класса основной
школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс
является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии,
экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной
для
учеников
8
класса
педагогически
целесообразной
форме.
Результаты освоения факультативного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию
в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека
с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения
формируемые при изучении обществознания:
основной
образовательной
программы,
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания
для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Содержание факультативного курса
Важнейшими чертами обществоведческого образования на современном
этапе являются:
- приоритет задач формирования и развития личности, гражданско-патриотического,
нравственного воспитания, развитие у школьников ценностных ориентаций и убеждений;
- выделение среди целей обществоведческого образования тех, которые можно планировать
и достигать в условиях системно организованной работы, так и прогнозируемых целей;
- приоритетное внимание к роли и месту человека, выявлению мотивов человеческой
деятельности;
- выявление различных точек зрения, мнений, суждений по узловым вопросам как прошлого,
так и современного этапов общественного развития, поскольку большинство из них носят,
как правило, дискуссионный характер;
- раскрытие в курсе не только научных знаний, но и социальных норм, способов
познавательной и практической деятельности, системы демократических и гуманистических
ценностей.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые
недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе
«Обществознание». При этом большое внимание уделяется практической работе с
различными дополнительными источниками информации, с дополнительной литературой по
предмету.
Курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как общую
характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы,
так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной
подсистем.
Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары,
дискуссии, решение проблемных заданий, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием тестовых
заданий. По итогам курса предполагается выполнение учениками творческой работы.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
I
1.
2.
Наименование раздела
(темы). Содержание
занятия
Современное общество
Общество – динамичная
саморазвивающаяся
система.
На пути к современной
цивилизации.
Глобальные проблемы
современности.
Кол-во
часов
4 ч.
1
Формы и приёмы
обучения
лекция, решение
проблемных заданий
1
лекция, дискуссия
1
4.
Социальные конфликты и
пути их решения.
1
просмотр видеофильма, решение
проблемных заданий
лекция, практикум
II
5.
Человек среди людей
Биологическое и
социальное в человеке.
Человек и его ближайшее
окружение.
9 ч.
1
лекция, практикум
7.
Личность и межличностные
отношения.
1
работа с источниками
информации,
подготовка сообщений
тест
8.
Семья как малая группа.
1
лекция, практикум
9.
Потребности человека.
1
10.
Социальная структура.
Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и
классы.
1
лекция, составление
опорных схем
лекция, составление
опорных схем
11.
Личность и мораль.
Нравственность, этика,
моральные ценности и
идеалы. Моральная оценка.
Воспитательная роль
морали.
1
лекция, дискуссия
12.
13.
Мышление и речь
Межличностные
конфликты, их
конструктивное решение.
Экономическая сфера
жизни общества
Экономика и её роль в
жизни общества
1
1
практикум
лекция, написание эссе
1
лекция, работа с
документами
Экономические системы.
1
лекция, составление
3.
6.
III
14.
15.
1
9 ч.
Дата занятия
опорных схем
лекция, работа с
документами, решение
проблемных заданий
1617.
Право собственности. Виды 1
собственности. Правомочия
собственника. Способы
приобретения права
собственности. Защита
прав собственности.
Собственность и
несовершеннолетние.
Прекращение прав
собственности.
18.
Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный
механизм.
1
21.
Экономические цели и
функции государства.
1
лекция, работа с
документами
22.
Неравенство доходов и
экономические меры
социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые
гражданами.
1
работа с источниками
информации,
подготовка сообщений
лекция, работа с
документами
Политика и право
Основы Конституционного
строя Российской
Федерации. Принципы
конституционного
устройства Российской
Федерации.
Верховенство права в
Российской Федерации.
Политическая и правовая
культура граждан.
Социальная ценность
права.
7 ч.
1
1
написание эссе
26.
Правовое государство и
гражданское общество.
Разделение властей в
Российской
Федерации. Органы
государственной власти
Российской Федерации.
1
лекция, работа с
документами
27.
Право в системе
социальных норм. Отрасли
права: понятие и система.
Правоохранительные
органы в Российской
1
лекция, составление
опорных схем
1
лекция, составление
опорных схем
19.
20.
23.
IV
24.
25.
28.
1
1
1
решение проблемных
заданий
практикум
лекция, составление
опорных схем
лекция, работа с
документами
29.
30.
V
31.
32.
33.
34.
федерации. Судебная
система в РФ.
Административное
правонарушение. Понятие и
признаки преступления.
Административная и
уголовная ответственность.
Труд и право. Трудовой
договор, прекращение
трудового договора.
Рабочее время и время
отдыха.
Духовная жизнь общества
Формы и разновидности
культуры.
1
лекция, решение
проблемных заданий
1
лекция, решение
проблемных заданий
2
1
Роль образования в
1
информационном обществе.
Возрастание роли
1
современной науки.
Роль религии в жизни
1
общества.
работа с источниками
информации,
подготовка сообщений
написание эссе
Тематический план
№
п/п
1.
1
2
3
4
2.
5
6
7
8
9
10
Тема
Содержание занятия
Современное обще6ство
Общество – динамичная саморазвивающаяся система.
На пути к современной цивилизации.
Глобальные проблемы современности.
Социальные конфликты и пути их решения.
Человек среди людей
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа.
Потребности человека.
Социальная структура. Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные
ценности и идеалы. Моральная оценка. Воспитательная роль
морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Экономическая сфера жизни общества
Экономика и её роль в жизни общества
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Способы приобретения права собственности.
Защита прав собственности. Собственность и
несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной
поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Политика и право
Основы Конституционного строя Российской Федерации.
Принципы конституционного устройства Российской
Федерации.
Верховенство права в Российской Федерации. Политическая
и правовая культура граждан.
Социальная ценность права.
Количество часов
Правовое государство и гражданское общество. Разделение
властей в Российской Федерации. Органы государственной
власти Российской Федерации.
1
26-27 Право в системе социальных норм. Отрасли права: понятие
и система.
28
Правоохранительные органы в Российской федерации.
2
11
12
13
3.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
4.
23
24
25
4часа
1
1
1
1
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 часов
1
1
1
29
30
5.
31
32
33
33
Итого:
Судебная система в РФ.
Административное правонарушение. Понятие и признаки
преступления. Административная и уголовная
ответственность.
Труд и право. Трудовой договор, прекращение трудового
договора. Рабочее время и время отдыха.
Духовная жизнь общества
Формы и разновидности культуры.
Образование и самообразование.
Подготовка творческой работы.
Защита творческой работы.
1
1
2 часа
1
1
1
1
34 часа