РП ВУД В химии всё интересно 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор

________________________

А.Ю.Таратынов
Приказ № 55 -ОД от «29» 08. 2025
г

И.В.Перевалова
«29» 08. 2025 г.

________________________

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В химии все интересно»
для 9-х классов

г.Асбест,
2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование

I. Пояснительная записка
Программа «В химии все интересно» детализирует содержание курса
внеурочной деятельности, дает подробное распределение часов и последовательность
изучения тем и разделов.
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса, позволяет расширить
и углубить у учащихся практическое применение полученных теоретических знаний
по химии.
Авторская программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю),
ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и
интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами.
Данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую
направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся
с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем
(глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение
окружающей среды, истощение природных ресурсов).
Ценность программы заключается в том, что учащиеся с помощью кейс –
технологий получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции
ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность программы в том, что она создает условия для социального,
культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребёнка, формирования химической грамотности. Знания и умения,
необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут
основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д.
Все инновационные педагогические технологии изначально строятся на
компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую
профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность
применения «Кейс – метода» в практике образования. Кейс – технологии
представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов
обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, позволяют
взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя.
При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом
курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не
рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их
осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках
материалом, либо как повторение уже полученных знаний.
Практическая значимость программы заключается в том, что с помощью кейстехнологии удается активизировать различные факторы: теоретические знания по
тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать
свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и
аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получат возможность проявить и
усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в
команде, применять на практике теоретический материал.
Новизна данной программы заключается в возможности изучения учащимися
новых тем, не рассматриваемых программой предмета, с помощью проблемноситуативного обучения с использованием кейсов. Это позволяет строить обучение
учащихся 9 классов с учетом максимального приближения предмета химии к
практической стороне жизни.
Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету,
воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных
учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей
подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую

создание
интересов
личности,
практическую

деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и
совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
II. Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей
познавательной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученных понятий;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
делать выводы и умозаключения из наблюдений;
безопасно обращаться веществами.
- в трудовой сфере:
планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению
теоретической части,
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в
соответствии с их предназначением и свойствами.
- в ценностно - ориентационной сфере:
анализировать
и
оценивать
последствия для
окружающей
среды бытовой и
производственной деятельности человека.
- в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами являются:
- умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации;
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности:
измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить
следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
Когнитивного компонента будут сформированы:
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий.
Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании. Обучающийся получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей.
Получить возможность научиться:
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и интернета.
Получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Получить возможность научиться:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия.
III Формы и виды учебной деятельности
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся
являются:
− метод слухового восприятия и словесной передачи информации;
приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
− метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий,
создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное
предъявление требований, заинтересованность результатами работы;
− метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание
выступлений, составление схем и таблиц;
− метод контроля;
приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты,
выступления на занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
− групповые;
− индивидуальные;
− фронтальные.
IV. Формы контроля результатов освоения программы
Формы контроля:
 текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных
вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
 тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
 итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

V. Содержания курса внеурочной деятельности ВЕЩЕСТВА
(3 часа)
Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня,
завтра. Вещество, физические свойства веществ.
Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Практическая работа № 1 «Способы разделения смесей».
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (4 часа)
Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным
признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции
ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и
восстановители.
Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения меди железом в растворе медного
купороса, водорода цинком в растворе соляной кислоты».
Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной
кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди
(II)».
МЕТАЛЛЫ (9 часов)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения
их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных,
щелочноземельных.
Характеристика переходных элементов – меди, железа, алюминия по их положению в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям
строения их атомов.
Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные
металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов.
Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии
металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Антикоррозийные покрытия. Сплавы.
Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу
ОГЭ).
Практическая работа № 2 «Качественные реакции на ионы металлов»
НЕМЕТАЛЛЫ (13 часов)
Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.
Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства
неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов.
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.
Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и
восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их
положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Решение заданий на составление уравнений химических реакций.
Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению
веществ»

ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ (2 часа)
Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в
грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта.
Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового
образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с
внешней средой.

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ (3 часов)
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники.
Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды.
Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия.
Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от
загрязнения. Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых
водоемов.
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Практические
Всего
работы

1

Вещества

3

2

Химические реакции

4

3

Металлы

9

1

4

Неметаллы

13

1

5

Химия и здоровье

2

6

Химия и экология

3

Общее количество
часов по программе

34

1

3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbac6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae103e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«В химии все интересно»
для 9 классов на 2025-2026 учебный год

Количество
№

Тема занятия

п/
п

Всего
I.

Дата изучения

часов
Практ

Пдан

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Факт

Вещества

1.

Немного из истории химии.
Химия вчера, сегодня, завтра.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
210c

2.

Вещество, физические свойства
веществ. Отличие чистых
веществ от смесей.
Способы разделения смесей.
Практическая работа № 1
«Способы разделения смесей»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
227e

Признаки химических реакций.
Классификация химических реакций
по различным признакам.
Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты.
Реакции ионного обмена.
Окислительновосстановительные
реакции. Окислители и
восстановители.
Лабораторная работа № 1 «Реакция
замещения меди железом в растворе
медного купороса, водорода цинком
в растворе соляной кислоты».

1

https://m.edsoo.ru/ff0d
37fa

1

https://m.edsoo.ru/00
adcade

1

https://m.edsoo.ru/00
adcade

7.

Лабораторная работа № 2 «Реакция
обмена между карбонатом кальция и
соляной кислотой, хлоридом бария и
серной кислотой», «Реакция
разложения гидроксида меди (II)».

1

https://m.edsoo.ru/00
adcade

8.

Характеристика металлов главных
подгрупп и их
соединений.
Общая характеристика металлов
главных подгрупп I–III групп в связи с
их положением в периодической
системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенности
строения их
атомов.
Характерные химические свойства
простых веществ и соединений
металлов - щелочных,
щелочноземельных

1

https://m.edsoo.ru/00ae
103e

1

https://m.edsoo.ru/00ae
14b2

3.

4.

5.

6.

9.

10.

1

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0
d227e

https://m.edsoo.ru
/00ae14b2

1

18.

Характеристика переходных
элементов – меди, железа,
алюминия по их
положению в периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева и особенностям
строения их
атомов.
Металлы в природе: руды чёрных,
цветных, драгоценных металлов.
Характерные металлические,
физические и химические свойства,
внутреннее строение металлов.
Понятие активных и пассивных
металлов.
Польза и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений
металлов. Коррозия металлов.
Механизм коррозии металлов.
Классификация коррозии металлов.
Способы защиты от коррозии.
Антикоррозийные покрытия.
Сплавы.
Реакции ОВР с участием
металлов соединений. Цепочки
превращений (по образцуОГЭ).
Практическая работа № 2
«Качественные реакции на ионы
металлов»
Неметаллы в природе. Использование
природных
ресурсов.
Строение атомов неметаллов.

19.

Строения молекул неметаллов.

1

20.

Физические свойства неметаллов.

1

21.

Состав и свойства простых
веществ неметаллов.
Ряд электроотрицательности
неметаллов.
Химические свойства неметаллов.

1

https://m.edsoo.ru/00a
ddfe2

1

https://m.edsoo.ru/00a
de104

Практическая шкала
электроотрицательности
атомов.
Неметаллы – окислители и
восстановители. Взаимодействие с
простыми и сложными
веществам.

1

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

22.
23.

24.
25.

https://m.edsoo.ru/00ae
35e6

1
https://m.edsoo.ru/00a
dcade
1
https://m.edsoo.ru/00ae
3de8
1
https://m.edsoo.ru/00ae
1750

https://m.edsoo.r
u/00adcade

1

1

1

https://m.edsoo.ru/00
adcade

1

https://m.edsoo.ru/00a
ddfe2

1

https://m.edsoo.ru/00a
de104
https://m.edsoo.ru/00a
ddfe2
https://m.edsoo.ru/00a
de104

1

https://m.edsoo.ru/00a
de64a
https://m.edsoo.ru/00a
de64a

1
https://m.edsoo.ru/00a
de802

26.

27.

28.
29.

30.

31.

32.

33.

Общая характеристика неметаллов
главных подгрупп IV–VII групп в
связи с их положением в
периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их
атомов.
Характерные химические свойства
простых веществ и соединений
неметаллов - галогенов, кислорода,
серы, азота, фосфора, углерода,
кремния.
Решение заданий на составление
уравнений
химических реакций.
Практическая работа № 3
«Экспериментальные задачи по
распознаванию и получению веществ»

1

Состав и средства современных и
старинных средств гигиены, роль
химических знаний в грамотном
выборе этих средств; полезные
советы
по уходу за полостью рта.
Основные составляющие здорового
образа жизни. Правила поддержания
здорового образа жизни. Роль
химических знаний при анализе
взаимодействия организма с
внешней средой.
Основные виды загрязнений
атмосферы и их
источники.

1

Вода. Вода в масштабах планеты.
Очистка питьевой воды.

1

https://m.edsoo.ru/00a
dea28

1
https://m.edsoo.ru/00a
dec8a
1

https://m.edsoo.ru/00a
dec8a

1

1
https://m.edsoo.ru/00a
deea6

https://m.edsoo.ru/00ae
3f50

1
https://m.edsoo.ru/00ae
4270

1
https://m.edsoo.ru/00ae
4270

https://m.edsoo.ru/00ae
0d0a

34.

Парниковый эффект, глобальное
1
потепление климата и их
возможные последствия. Озоновый слой
Нефть и нефтепродукты. Нефть как
топливо. Загрязнения мировых
водоемов.
Личная ответственность каждого
человека за безопасную окружающую
среду.

и

его значение для жизни на Земле. Защита атмосф
https://m.edsoo.ru/00a
db33c

VII. Перечень рекомендуемых источников
1. Арский Ю.М., Данилян В.И. и др. «Экологические проблемы: что происходит, кто
виноват и что делать»: учебное пособие. М., МНЭПУ, 1997.
2. Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – М.: Просвещение, 2011
3. Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. –
Воронеж, 1997.
4. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 2012.
5. Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикума со
школьниками: методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. – Ульяновск:
УИПКПРО, 2007
6. Гречушникова Т.Ю. Программа внеурочной деятельности «Биосфера. Экология.
Здоровье». [Текст]: методические рекомендации /Т.Ю. Гречушникова, Е.В.
Спирина. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.
7. Гречушникова Т.Ю. Программа внеурочной деятельности «Эколого-краеведческие
квесты». [Текст]: методические рекомендации /Т.Ю. Гречушникова, Е.В. Спирина. –
Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.
8. Спирина Е.В. Практикум по дисциплине «Прикладная гидробиология»: учебное
пособие. Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012.
9. Спирина Е.В. Программа внеурочной деятельности «Человек среди людей».
[Текст] : методические рекомендации для учителей биологии / Е.В. Спирина, Т.Ю.
Гречушникова. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015.
10. Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной
работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».