РП факультатив Общая биология. Многообразие организмов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области

Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР

Директор

________И.В.Перевалова

____________А.Ю.Таратынов

29.08.2025 г.

Приказ № 55-ОД от 29.08.2025 г.

Программа факультативного курса
«Общая биология. Многообразие организмов. Организм человека»

для учащихся 11 классов

г.Асбест, 2025 г.

Пояснительная записка
Факультативный курс «Общая биология. Многообразие организмов. Организм человека»
предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа
данного о курса рассчитана на один год обучения и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций,
анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые
сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
2) использование теоретического материала в электронной форме, что позволяет самостоятельно
изучить материалы в случае пропуска занятий;
3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, позволяющих проводить контроль и
самоконтроль знаний по всем блокам биологии.
4) дифференцированный подход к выпускникам, с учетом уровня их обучаемости, за счет
повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по
разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как
отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий способствует
углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Данная программа может быть применена на предпрофильном уровне обучения, и при
подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:
1.
повышение качества биологического образования на основе применения современных
информационно-коммуникационных технологий.
2.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых
заданий по биологии;
3.
воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами,
позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью
других людей;
Задачи курса:
1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса
биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать
информацию о живых объектах;
3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с
цифровыми образовательными ресурсами;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий
своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в
природе.
7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного
отношения к своему здоровью.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью,
как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;
устанавливать взаимосвязь природных явлений; – понимать смысл, различать и описывать
системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты
экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать
варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров,
углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных
признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития
и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении
практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать
выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности
человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой,
иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в
клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных
организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного
скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и
символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной,
применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные
последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых
природных сообществ.

Содержание факультативного курса
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ. (1 ЧАС)
Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни
организации живой природы.Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный,
организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава,
обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция.
РАЗДЕЛ №2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (6 ЧАСОВ)
Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов –
основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Многообразие клеток.
Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий,
грибов.
Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. Клетка - единица
строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и
эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее
целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химическая организация клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь
строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот,
углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и
организме человека
Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Обмен веществ и превращения энергии – свойства
живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического
обмена. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание
Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции
фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Пластический обмен. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства
кода. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный
характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток у растений и
животных. Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и
функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный
цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и
мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки - основа роста, развития и
размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 ЧАСОВ)
Вирусы - неклеточные формы жизни. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные;
автотрофы, гетеротрофы. Вирусы - неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД и ВИЧинфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Бесполое размножение организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Способы
размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Способы вегетативного
размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности
человека.
Половое размножение. Оплодотворение, виды оплодотворения. Индивидуальное развитие
организмов. Факторы, влияющие на онтогенез. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Эмбриональное развитие. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития. Причины нарушения
развития организмов.

Генетика,
как
наука,
ее
методы.
Основные
генетические
понятия.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание.
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Генетика, ее задачи. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и
символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования,
установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моногибридное скрещивание). Решение
задач на моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание, цитологические основы. Закономерности наследственности, их
цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их
цитологические основы (дигибридное скрещивание).Решение задач на дигибридное скрещивание
Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Кроссинговер.
Решение задач на сцепленное наследование генов и кроссинговер. Наследование генов, сцепленных с
полом. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика человека. Методы
изучения генетики человека.Решение задач на наследование признаков, сцепленных с пол
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.Генотип как целостная система.
Взаимодействие генов. Эпистаз, комплементарность, полимери
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости.
Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Виды наследственной
изменчивости. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.
Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение
изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Значение генетики для медицины. Наследственные
болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков,
никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния
на
РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (9 ЧАСОВ)
Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Многообразие организмов.
Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок),
класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии –
возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых
бактериями.
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.
Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе
органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств
(Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты,
Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни
человека, в его хозяйственной деятельности. Особенности лишайников как симбиотических
организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение.
Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека. Особенности
организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки
усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность
водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и
практическое значение.
Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека. Особенности
организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере
представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по
сравнению с водорослями. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложную
организации мхов по сравнению с водорослями. Особенности строения, жизнедеятельности
растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными,
роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений
отдела Хвощевидные, их роль в природе.

Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека. Особенности строения,
жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по
сравнению с Папоротниковидными.
Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные
семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни
человека.
Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по
сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений.
характеристики семейств.
Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. Особенности
строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных
РАЗДЕЛ № 5. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (6 ЧАСОВ)
Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная
система. Основные особенности человека; черты сходства человека и с животными и с
человекообразными обезьянами, различия между ними; место человека в системе органического
мира.
Характерные для человека особенности; черты различия между человеком, человекообразными
обезьянами и другими животными.
Основные типы и виды тканей, их локализация и функции в организме человека. Строение и
функции скелета; особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой
деятельностью. Строение и свойства мышечной ткани, особенности строения и функций скелетных
мышц; основные группы мышц тела человека.
Внутренняя среда организма человека. Внутренняя среда организма, её состав; роль внутренней
среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Плазма крови, её функции,
свёртывание крови. Защитные свойства организма; инфекционные заболевания, иммунитет,
лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; виды иммунитета, значение анализа
крови при установлении диагноза; сущность СПИДа.
Группы крови, их отличительные признаки, совместимость крови по группам; переливание крови и
роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Движение крови и лимфы, её значение для организма; особенности строения органов и
кровообращения; пульс, кровяное давление.
Сущность процесса дыхания, значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме
человека; строение органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и
членораздельной речи; меры профилактики заболевания голосовых связок.
Пищеварительная система. Особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; понятия
пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; роль питательных веществ в организме.
Особенности строения пищеварительной системы человека; процессы пищеварения в ротовой
полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляция этих процессов; влияние курения и
алкоголя на пищеварение в ротовой полости
Строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в
организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в
организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма.Понятие гуморальной регуляции; железы эндокринного аппарата, особенности работы
желёз внутренней секреции, их отличие от желёз внешней секреции, роль гормонов в
жизнедеятельности человека. Строение нервной системы, её функции; зависимость выполняемых
функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы;
механизм нервной регуляции.
Строение спинного мозга, его функции; составные части центрального отдела нервной системы;
механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций. Строение основных
отделов головного мозга, выполняемые функции; особенности микроскопического строения мозга.
Анализаторы, их строение и функции. Понятие анализатор и особенности строения на примере
зрительного анализатора; строение и функции глаза, его частей, особенности восприятия

окружающего мира, гигиена зрения. Различные виды анализаторов, их локализация в организме;
представление о строении и функциях каждого из них.
Свойства анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость; роль нервной системы в
приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлекторная теория поведения, особенности врождённых и
приобретённых форм поведения; рефлексы: безусловные и условные, рефлекторная дуга и характер
деятельности нервной системы.
РАЗДЕЛ 6 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2 ЧАСА)
Вид, его критерии. Характеристика популяции. Популяция – структурная единица вида и
элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих
силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы
естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.
Творческая роль естественного отбора в эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Доказательства эволюции живой природы.
Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Формы эволюции
(дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс
и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса.
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в
эволюции растений и животных.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие
силы и этапы эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (1 ЧАС)
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный
фактор. Их значение. Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы,
редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи
и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и
энергии (цепей питания).
Цепи и сети питания, их звенья. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Саморазвитие и смена экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы.
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и
динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа
устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в
экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от
природных экосистем.
.

Учебно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия

Форма
проведения Формы контроля
занятия
Раздел №1. Биология - наука о живой природе. Методы научного познания. (1 час)
1.
Биология как наука. Роль биологии в
Теоретическое занятие:
жизни и практической деятельности
работа с литературой,
человека. Признаки и свойства живого.
консультация учителя.
Уровни организации живой природы.
Раздел №2. Клетка как биологическая система (6 часов)
2.
Клеточная теория.
Теоретическое занятие:
Клетка – единица строения,
работа с литературой,
жизнедеятельности, роста и развития
консультация учителя.
организмов.
3.
Многообразие клеток. Строение клеток
Теоретическое занятие:
Текущий
растений, животных, бактерий, грибов.
работа с литературой,
индивидуальный
консультация учителя.
4.
Химическая организация клетки.
Теоретическое занятие:
Текущий
работа с литературой,
индивидуальный
консультация учителя.
5.
Метаболизм. Энергетический обмен в
Теоретическое занятие:
Текущий
клетке. Фотосинтез и хемосинтез.
работа с литературой,
индивидуальный
консультация учителя.
6.
Пластический обмен. Реакции матричного Теоретическое занятие:
Текущий
синтеза. Биосинтез белков. Генетический работа с литературой,
индивидуальный
код, свойства кода.
консультация учителя.
7.
Хромосомы.
Теоретическое занятие:
Текущий
Жизненный цикл клетки.
работа с литературой,
индивидуальный
Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток консультация учителя.
у растений и животных.
Раздел №3. Организм как биологическая система (9 часов)
8.
Вирусы - неклеточные формы жизни.
Теоретическое занятие:
работа с литературой,
консультация учителя.
9.
Бесполое размножение организмов.
Теоретическое занятие:
Текущий
работа с литературой,
индивидуальный
консультация учителя.
10.
Половое размножение. Оплодотворение, Теоретическое занятие:
Текущий
виды оплодотворения. Индивидуальное
работа с литературой,
индивидуальный
развитие организмов. Факторы, влияющие консультация учителя.
на онтогенез.
11.
Эмбриональное развитие.
Теоретическое занятие:
Текущий
работа с литературой,
индивидуальный
консультация учителя.
12.
Генетика, как наука, ее методы.
Теоретическое занятие:
Текущий
Основные генетические понятия.
работа с литературой,
индивидуальный
Закономерности наследственности, их
консультация учителя.
цитологические основы. Моногибридное
скрещивание. Неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание.
13.
Дигибридное скрещивание,
Теоретическое занятие:
Текущий
цитологические основы.
работа с литературой,
индивидуальный
консультация учителя.

Хромосомная теория наследственности.
Теоретическое занятие:
Законы Т. Моргана. Сцепленное
работа с литературой,
наследование. Кроссинговер.
консультация учителя.
15.
Наследование генов, сцепленных с полом. Теоретическое занятие:
Генотип как целостная система.
работа с литературой,
Взаимодействие генов.
консультация учителя.
16.
Закономерности изменчивости.
Теоретическое занятие:
Модификационная изменчивость. Виды
работа с литературой,
наследственной изменчивости.
консультация учителя
Наследственные болезни человека, их
причины, профилактика.
Раздел № 4. Система и многообразие организмов (9 часов)
17.
Систематика. Основные систематические Теоретическое занятие:
группы живых организмов. Бактерии,
работа с литературой,
особенности строения и жизнедеятельности, консультация учителя.
роль в природе и в жизни человека.
18.
Грибы, особенности строения и
Теоретическое занятие:
жизнедеятельности, роль в природе и в
работа с литературой,
жизни человека. Лишайники.
консультация учителя.
19.
Царство растений, основные признаки.
Теоретическое занятие:
Растительные ткани, их функции.
работа с литературой,
Вегетативные и генеративные органы, их консультация учителя.
функции.
14.

Теоретическое занятие:
работа с литературой,
консультация учителя.
21.
Теоретическое занятие:
работа с литературой,
консультация учителя.
22.
Голосеменные растения, их признаки, роль Теоретическое занятие:
в природе и в жизни человека.
работа с литературой,
консультация учителя.
23.
Покрытосеменные растения. Однодольные Теоретическое занятие:
и Двудольные растения, их признаки.
работа с литературой,
Основные семейства Однодольных и
консультация учителя.
Двудольных. Значение покрытосеменных
растений в природе и в жизни человека.
24.
Царство Животные, основные признаки,
Теоретическое занятие:
классификация. Одноклеточные животные. работа с литературой,
Характеристика основных типов
консультация учителя.
беспозвоночных
25.
Хордовые животные, основные признаки
Теоретическое занятие:
классов
работа с литературой,
консультация учителя.
Раздел № 5. Организм человека и его здоровье (6 часов)
26.
Место человека в органическом мире. Ткани Теоретическое занятие:
их строение и функции. Опорноработа с литературой,
двигательная система.
консультация учителя.
20.

27.

Классификация растений.
Водоросли, их признаки, роль в природе и в
жизни человека.
Мхи, папоротниковидные, их признаки,
роль в природе и в жизни человека.

Дыхательная, мочевыделительная системы, Теоретическое занятие:
система органов размножения. Строение
работа с литературой,
кожи.
консультация учителя.

Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный

-

Тематический
индивидуальный
Текущий
индивидуальный

Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный

Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный

-

Текущий
индивидуальный

Внутренняя среда организма человека. Теоретическое занятие:
Группы крови. Иммунитет. Системы работа с литературой,
органов кровообращения и
консультация учителя.
лимфообращения.
29.
Система органов пищеварения Обмен
Теоретическое занятие:
веществ и превращение энергии в
работа с литературой,
организме человека. Витамины.
консультация учителя.
30.
Нервная и эндокринная системы.
Теоретическое занятие:
Нейрогуморальная регуляция процессов
работа с литературой,
жизнедеятельности организма.
консультация учителя.
31.
Анализаторы, их строение и функции.
Теоретическое занятие:
Высшая нервная деятельность (ВНД).
работа с литературой,
Особенности психики человека.
консультация учителя.
Раздел № 6. Эволюция живой природы (2 часов)
32.
Вид, его критерии. Характеристика
Теоретическое занятие:
популяции. Микроэволюция, способы
работа с литературой,
видообразования, дивергенция,
консультация учителя.
конвергенция, параллелизм.
33.
Макроэволюция.
Теоретическое занятие:
Результаты эволюции. Направления и пути работа с литературой,
эволюции: биологический прогресс и
консультация учителя.
регресс, ароморфоз, идиоадаптация,
дегенерация.
Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности (1 час)
34.
Среда обитания, экологические факторы.
Теоретическое занятие:
Экосистема, ее компоненты. Биотические работа с литературой,
связи в экосистемах. Цепи и сети питания, консультация учителя.
их звенья. Круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах.
Саморазвитие и смена экосистем.
Изменения в экосистемах под
влиянием деятельности человека.
Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы.
28.

Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный
Текущий
индивидуальный

-

Текущий
индивидуальный

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».