РП факультатив Основы программирования 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области

Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор
________________________

________________________
И.В.Перевалова
«29» 08. 2025 г.

А.Ю.Таратынов
Приказ № 55-ОД
от «29» 08. 2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 721813)

факультативного курса

«Основы программирования»
для обучающихся 10-11 класса

г. Асбест, 2025

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................................ 3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ..................................................................................................... 4
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ ....................................................... 4
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ............................................................. 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ..................................................................................... 4
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ........................................................ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................................... 6
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................................................................. 7
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ........................................................................................................ 9
Список учебной и методической литературы и другие источники ............................................................. 10
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ................................................... 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс «Основы программирования» является частью образовательной
программы для ИТ- классов средней школы.
Элементы обучения (языки программирования, программное обеспечение средств
вычислительной техники и автоматизированных систем, математические и алгоритмические
модели программных систем и комплексов, методы и инструменты разработки и
тестирования программного продукта, процессы жизненного цикла программного продукта)
вводятся с первого полугодия 10 класса с постепенным усложнением содержания
соответственно возрасту обучающегося и заканчиваются во втором полугодии 11-го класса.
Курс носит междисциплинарный характер и может быть фактически разнесен между
часами, отведенными на элективные дисциплины и внеурочную деятельность.
Предлагаемая программа соответствует положениям федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа курса отражает способы формирования универсальных учебных действий,
составляющих основу для профессионального самоопределения, саморазвития и
непрерывного
образования,
выработки
коммуникативных
качеств,
целостности
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа составлена на основе:
• Закона об образовании Российской Федерации
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
• Профессиональных стандартов: 06.001 Программист, 06.028 Системный
программист, 06.035 Разработчик Web и мультимедийных приложений
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и
включает следующие разделы:
• Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом
специфики курса.
• Общая характеристика курса, содержащая ценностные ориентиры образования
по профилю «Программирование».
• Место данного курса в учебном плане.
• Результаты освоения курса (личностные, метапредметные и предметные),
соответствующие глобальным целям образования по профилю
«Программирование» и принципу развивающего обучения, лежащему в основе
предлагаемой программы.
• Содержание курса по направлению «Программирование» в 10 и 11 классах.
• Тематическое планирование, которое дает представление об основных видах
учебной деятельности в процессе освоения курса в 10-11 классах основной
школы.
• Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению образовательного процесса.
• Планируемые результаты освоения программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ
Целями курса является формирование у обучающегося алгоритмического мышления
и, соответственно, необходимых знаний и умений, необходимых для успешного развития
в направлении дальнейшей деятельности в области программирования.
Для достижения поставленных целей образование в области разработки программных
средств призвано обеспечить решение следующих задач:
формирование в процессе решения практических задач у учащихся навыков
алгоритмического мышления и понимания средств формального описания алгоритмов;
овладение приёмами написания программ на языках программирования с
использованием основных конструкций; осознание практической применимости
выполняемых учебных задач в современном обществе для возможного выбора этой
области в качестве будущей профессии.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Реализация
принципа
системности,
обеспечение
связности
профиля
«программирование» с другими разделами и темами информатики.
Самым важным принципом в процессе обучения программированию является решение
практических задач и участие в учебных проектах. В результате освоения успешного
программы ученики смогут понять принципы большинства современных языков
программирования и применить на практике полученные знания.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа основного общего образования рассчитана на реализацию в 10 - 11 классах
общеобразовательных учреждений и учреждений с углубленным изучением отдельных
предметов, и нацелена на возрастную категорию учащихся 15 – 18 лет.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Представленная программа направления «Программирование» (10-11 класс)»
предназначена для практического освоения учащимися следующих видов профессиональной
деятельности:
- Разработка и отладка программного кода
- Тестирование и рефакторинг программного кода
- Разработка требований и проектирование программного обеспечения
- Интеграция программных модулей и компонент и верификация выпусков программного
продукта
Программа рассчитана на 2 года (10-11 класс), при этом обучение можно условно
разделить на 4 модуля:
 Модуль 1 посвящён практике программирования;
o Модуль 2 посвящен алгоритмам и структурам данных
o Модуль 3 посвящен проектированию программного обеспечения
o Модуль 4 посвящен разработке приложений, интегрированных в ИТ-инфраструктуру.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в деятельность, основу которой составляют такие учебные

действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям,
структурировать материал и др.
обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и др.
Программа курса «Программирование» для средней школы предусматривает
реализацию следующих принципов:
Придать развитию знаний динамичный характер: использовать ранее полученные
знания при овладении новыми понятиями, постепенно углублять и развивать ведущие
понятия в процессе изучения всего курса.
Сконцентрировать учебный материал, укрупнив комплектные единицы знаний, что
создает дидактические условия для развития системного мышления у учащихся: освободить
учебный материал от деталей, имеющих специальное значение, но излишних для общего
образования, группируя при этом частные понятия, необходимые для общего образования,
вокруг ведущих понятий.
Формировать у обучающихся системное мышление, сочетая его с активной
познавательной деятельностью обучающихся.
Учитывать возрастные, индивидуальные особенности и возможности обучающихся,
предлагая им задания по выбору.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Деятельность образовательного учреждения в обучении по направлению
«Программирование» должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
• формирование алгоритмического мышления;
• формирование интеллектуальных умений: анализировать информацию,
анализировать основные изученные понятия, строить рассуждения,
анализировать и сопоставлять теоретические знания с их практической
применимостью;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
• сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
• отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
Метапредметными
результатами
освоения
программы
по
направлению
«Программирование» являются:

•

знание общепредметных понятий: информация, данные, алгоритм, исполнитель,
программа, программирование, языки программирования, система, функция,
объект,
• владение универсальными умениями: постановка задачи, формулирование
проблемы; поиск, выделение и структурирование необходимой информации;
выбор наиболее эффективных методов решения задачи в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов решения задач;
• умение применить изученные понятия для реализации учебных задач;
• умение анализировать имеющийся инструментарий и применять его к
поставленной задаче;
• умение анализировать результат своей предыдущей деятельности и приводить
его к виду, требуемому на следующем этапе;
• умение работать с различными источниками информации, применять на
практике полученные знания, анализировать модели;
Предметные результаты освоения программы по информатике приведены в разделе 3
(Поурочно-тематическое планирование) рабочей программы для каждого отдельного урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, данная учебная программа удовлетворяет требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования по изучению
дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся.

2.

№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль

Наименование раздела

1

10 класс
Алгоритмы и структуры данных

2
3
4
5
6
7

Алгоритмы и структуры данных
Практика программирования
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы и структуры данных
Практика программирования

8

Практика программирования

9

Алгоритмы и структуры данных

10

Итого 10 класс
11 класс
Практика программирования

11

Основы проектирования
программного обеспечения

12

Разработка
интегрированных
инфраструктуру

13

Практика программирования

14

Основы проектирования
программного обеспечения

15

Разработка
интегрированных
инфраструктуру

приложений,
в
ИТ-

приложений,
в
ИТ-

Оценка сложности алгоритмов на примере
алгоритмов сортировки
Элементарные структуры данных
Работа со строками, файлами и графикой
Алгоритмы поиска
Деревья поиска
Хеширование
Решение
олимпиадных
задач
по
программированию и алгоритмизации
Совместная работа над проектом с
использованием системы контроля версий
Целочисленные алгоритмы.
Использование связанных структур.
Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм
Дейкстры. Динамическое программирование.

Количество
часов
4
4
4
4
4
3
3
4
4

34
Проверка и отладка программного кода
Разработка процедур проверки
работоспособности и измерения характеристик
программного обеспечения
Проверка работоспособности программного
обеспечения
Жизненный цикл программного обеспечения
Качество программного обеспечения
Анализ требований к программному
обеспечению
Документирование программного обеспечения
Подключение и взаимодействие с системами
управления базами данных
Протоколы передачи данных между
компонентами клиент-серверной архитектуры
Разработка клиент-серверных приложений
Основы объектно-ориентированного
программирования.
Рефакторинг и оптимизация программного кода
Разработка технических спецификаций на
программные компоненты и их взаимодействие
Обеспечение качества программных систем
Основные
принципы
проектирования
программного обеспечения
Особенности
работы
приложений
под
управлением различных
операционных систем, сборка дистрибутивов
приложений
Защищенное хранение данных в файлах с
ограниченным доступом в различных

8

8

8

8

10

24

операционных системах
Подготовка и защита этапов учебного проекта
Итого 11 класс

68

Примечание. Разделы, относящиеся к одному модулю, могут быть реализованы в
различных полугодиях. В том числе, возможно параллельное изучение материала нескольких
модулей, если это обосновано логикой освоения материала.

1.

2.

3.

4.
5.

6.
7.
8.

Краткое содержание разделов:
Оценка сложности алгоритмов на примере алгоритмов сортировки. Оценка
сложности алгоритмов. Необходимость оценки сложности программ. Порядок
роста. Константная, линейная, логарифмическая, квадратичная сложность.
Наилучший, средний и наихудший случай. Оценка времени работы алгоритмов.
Оценка алгоритма по памяти. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Алгоритмы сортировки. Алгоритмы сортировки, основанные на сравнении:
сортировка слиянием, быстрая сортировка. Оценка сложности алгоритмов
сортировки. Оценка время работы алгоритмов сортировки.
Элементарные структуры данных. Стек. Использование списка. Вычисление
арифметических выражений с помощью стека. Проверка скобочных выражений.
Очереди, деки.
Работа со строками, файлами и графикой. Символьные строки. Операции со
строками. Поиск в строках. Примеры обработки строк. Преобразование числострока. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный перебор. Работа с файлами.
Работа с текстовым файлом: чтение, запись, дозапись. Работа с бинарными файлами.
Работа с графикой. Библиотеки для работы с графикой. Графические примитивы.
Основные функции работы с графикой. Решение задач на моделирование.
Алгоритмы поиска. Последовательный поиск. Двоичный поиск в отсортированном
массиве. Оценка сложности алгоритмов поиска.
Деревья поиска. Деревья. Двоичные деревья поиска. Обход дерева поиска. Поиск
элемента. Поиск минимума и максимума. Вставка и удаление элементов.
Сбалансированные деревья поиска. Обзор сбалансированных деревьев, АВЛ-дерево,
Splay-дерево. Операции со сбалансированными деревьями поиска.
Хеширование. Хеш-таблицы с закрытой и открытой адресацией. Свойства хештаблицы. Хеширование в современных языках программирования.
Решение олимпиадных задач. Решение и разбор задач. Типичные ошибки в
программе и их исправление.
Системы контроля версий. Совместная работа над проектом. Рецензирование
кода. Оформление программного кода в соответствии с установленными
требованиями. Руководство по стилю. Техники рецензирования кода. Ветки в Git.
Совместная работа.
Проект на Github. Fork и Pull Request.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование
1. Рабочая станция ученика
2. Рабочая станция учителя
3. Источник бесперебойного питания для сервера (ИБП)
Программное обеспечение (в том числе системное ПО)
1. ОС Windows 10
2. MS Office 2016
3. VisualStudio 2017
4. Oracle SQL Developer
5.
6.
7.
8.

MySQL
PyCharm CE
Python 3.7
Антивирус Касперского

Список учебной и методической литературы и другие источники
1. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни :
ФГОС / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ.
2018. — 352 с. : ил.
2. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни :
ФГОС / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ.
2018. — 352 с. : ил.

учебник : в 2 ч. Ч. 1.
Лаборатория знаний,
учебник : в 2 ч. Ч. 2.
Лаборатория знаний,

3. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни : учебник: в 2 ч. Ч. 1.
ФГОС / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019. — 232 с. : ил.
4. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни : учебник: в 2 ч. Ч. 2.
ФГОС / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019. — 302 с. : ил.
5. Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 1. Учебное пособие —
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 144 с.
6. Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 2. Учебное пособие —
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 176 с.
7. Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 3. Учебное пособие —
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 208 с.
8. Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 4. Учебное пособие —
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 192 с.
9. Грэхэм Р., Кнут Д., Паташник О. Конкретная математика. Основание
информатики: Пер. с англ. – М. Мир, 1998. – 703 с., с илл.
10. Дейт К. Введение в системы баз данных, 8-е издание.: Пер. с англ. — М.:
Издательский дом "Вильяме", 2005. — 1328 с.: ил.
11. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 272 с.
12. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р, Штайн К. Алгоритмы. Построение и анализ
—
М., Вильямс, 2011 г. — 1296 стр.
13. Алгоритмы. Справочник с примерами на С, C++, Java и Python, 2-е изд.: Пер. с
англ. — СпБ.: ООО “Альфа-книга”, 2017. — 432 с .: ил.
14. Златопольский Д.М. Основы программирования на языке Python. – М.: ДМК
Пресс, 2018. – 284 с.
15. Мэтиз Э. Изучаем Python. Программирование игр, визуализация данных, вебприложения. — СПб.: Питер, 2017. — 496 с.: ил. — (Серия «Библиотека
программиста»)
16. Зубок Д.А., Маятин А.В., Краснов С.В. Основы программирования в среде
TURBO PASCAL. Учебное пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО; 2009. - 69 с.

17. Петров В.Ю. Информатика. Алгоритмизация и программирование. Часть 1:
Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. - 91 с.
18. Лебедев И.С., Петров В.Ю. Информатика. Программирование. Часть 2: Учебнометодическое пособие. - Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. - 71 с.
19. Осипов Н.А. Технологии программирования: Учебное пособие. - СанктПетербург: Университет ИТМО, 2016. - 61 с.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится:
1)
преобразовывать абстрактную идею в последовательность конкретных шагов,
необходимых для её воплощения на практике;
2)
выполнять дискретизацию задачи как необходимый шаг для её решения с
помощью компьютера;
3)
составлять и записывать алгоритм с помощью определенных средств и методов
описания; оценивать алгоритмы; применять на практике основные алгоритмические
структуры
– линейную, условную и циклическую; разбивать сложные задачи на подзадачи;
4)
записывать алгоритмы обработки данных на языке программирования Python,
отлаживать и выполнять полученную программу в используемой среде разработки;
5)
использовать информационные и коммуникационные технологии для хранения,
преобразования и передачи различных видов информации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».