МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
________________________
А.Ю.Таратынов
И.В.Перевалова Приказ №55 - ОД
от «29 » 08.2025 г.
от «29 » 08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Методы решения физических задач»
для обучающихся 10 класса
г. Асбест 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности «Методы
решения физических задач» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
Реализация программы может содействовать достижению обучающимися
планируемых результатов освоения ФОП СОО, развитию личности
обучающихся, формированию и удовлетворению их социально значимых
интересов и потребностей, самореализации обучающихся через участие во
внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Методы решения
физических задач» предназначена для реализации в 10 классе и направлена
на достижение соответствующих результатов, сформулированных в
федеральной рабочей программе по учебному предмету «Физика».
Программа может быть востребована обучающимися, которые имеют
интерес и мотивацию к изучению физики, готовятся к участию в олимпиадах
школьников по физике.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает сочетание различных форм
групповой и индивидуальной работы. Использование таких форм работы
помогает развивать у обучающихся, с одной стороны, навыки восприятия
новой информации при различных формах ее подачи, а с другой стороны активность, самостоятельность и творческое начало. В целом реализация
данной программы должна положительно сказываться как на актуализации
знаний, умений и навыков обучающихся, так и на социальном формировании
личности обучающихся.
Программа рассчитана на реализацию обучения в 10 классе при
проведении занятий один раз в неделю объемом 1 час каждое.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания. В частности, она учитывает психологопедагогические особенности соответствующей возрастной категории
обучающихся.
Программа соответствует таким целям воспитания обучающихся, как
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации.
Программа содействует решению следующих задач воспитания
обучающихся: усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество; формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям; приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных
результатов освоения общеобразовательной программы по физике в
соответствии с ФГОС СОО.
Программа соответствует следующим основным направлениям
воспитания.
1. Трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Целевыми ориентирами являются: формирование осознанной готовности к
получению профессионального образования, непрерывному образованию в
течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности; понимание специфики самообразования и профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе,
готовности
учиться
и
трудиться
в
современном
обществе;
ориентированность на осознанный выбор сферы профессиональной
трудовой деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных
планов, потребностей своей семьи, общества.
2. Экологическое воспитание - формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды. Целевым
ориентиром является осознание необходимости применения знания
естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
3. Ценности научного познания - воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей. Целевыми ориентирами являются: формирование деятельно
выраженного познавательного интереса в области физики с учетом своих
интересов, способностей, достижений; получение представлений о
современной научной картине мира, о достижениях науки и техники, о
значении науки в жизни российского общества, обеспечении его
безопасности; приобретение навыков критического мышления,
определения достоверной научной информации и критики антинаучных
представлений; развитие и применение навыков наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной области
познания, исследовательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному
имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей,
- приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, - планировать свое развитие.
Личностные
культуры:
результаты,
связанные
с
формированием
экологической
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные
результаты
отражают
руководствоваться системой позитивных
расширение опыта деятельности.
готовность
ценностных
обучающихся
ориентаций и
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся использовать на практике
универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
——сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Выпускник научится:
-использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически ее оценивая;
-использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
-использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
-решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера):
используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически
верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче
процесса (явления);
-решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе
анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические
величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить
расчеты и проверять полученный результат;
-учитывать границы применения изученных физических моделей при
решении физических и межпредметных задач;
-использовать информацию и применять знания о принципах работы и
основных характеристиках изученных машин, приборов и других
технических
устройств
для
решения
практических,
учебноисследовательских и проектных задач;
-использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в
повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов
на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
-решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические
задачи с выбором физической модели, используя несколько физических
законов или формул, связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
-объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов
и технических устройств;
-объяснять условия применения физических моделей при решении
физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки.
Содержание факультативного курса
1.Физическая задача. Классификация задач.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория
и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу
задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.
Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
2.Правила и приёмы решения физических задач.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения
физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления;
формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения
задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для
расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических
задач. Изучение примеров решения задач.
Различные приёмы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии,
геометрические приёмы, метод размерностей, графические решения и т.д.
3. Механика. Динамика и статика.
Координатный метод для решения задач по механике. Решение задач на
основные законы механики: законы Ньютона, законы для сил тяготения,
упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной
точки, системы точек, твёрдого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта.
4. Механика. Законы сохранения.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики,
динамики, с помощью законов сохранения.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон
сохранения и превращения механической энергии. Решение задач
несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или
явления.
5.Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей и
твёрдых тел.
Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач на описание
поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости
молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Решение задач на свойства паров: использование уравнения МенделееваКлапейрона, характеристика критического состояния. Решение задач на
описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного
натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.
Решение задач на определение влажности воздуха.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.
6.Молекулярная физика. Термодинамика.
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение
задач на тепловые двигатели.
7. Электрическое поле.
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приёмы
решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законом сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач
на описание систем конденсаторов.
Тематическое планирование курса.
№
п∕
п
Тема
В том числе
Всего Теоретические Практические
часов
занятия
занятия
10 класс
1. Правила и приемы решения
физических задач.
2. Динамика и статика.
3. Законы сохранения.
3 ч.
3 ч.
-
8 ч.
8 ч.
8 ч.
7 ч.
1 ч.
4. Строение и свойства газов,
жидкостей и твердых тел.
5. Основы термодинамики.
6. Электрическое поле.
5 ч.
5 ч.
-
5 ч.
5 ч.
4 ч.
5 ч.
1 ч.
-
34 ч.
32 ч.
2 ч.
Итого
Календарно-тематическое планирование курса
10 класс
Дата
Тема занятия
Технология
Форма
организации
контроля
занятия
1. Правила и приемы решения физических задач (3 ч.)
1. Общие требования при решении
физических задач. Этапы решения
физической задачи. Работа с текстом
задачи. Анализ физического явления.
Формулировка идеи решения (план
решения). Выполнение плана решения
задачи. Числовой расчет.
Использование вычислительной
техники для расчетов. Анализ
решения и его значение. Оформление
решения задачи.
2. Типичные недостатки при решении
и оформлении решения физических
задач. Изучение примеров решения
задач.
3. Различные приемы и способы
физических задач: алгоритмы,
аналогии, геометрические приемы,
метод размерностей, графические
решения и т. д.
2. Динамика и статика
Беседа,
обсуждение
Сообщения
учащихся
Беседа,
обсуждение
Сообщения
учащихся
Беседа,
обсуждение
Сообщения
учащихся
(8 ч.)
1. Координатный метод решения
задач по механике.
2. Решение задач на основные законы
динамики: законы Ньютона.
Беседа,
обсуждение
Работа в
группе
Сообщения
учащихся
Устное
обсуждение
3. Решение задач на основные законы
динамики: законы для сил тяготения,
упругости, трения, сопротивления.
4. Решение задач на движение
материальной точки, системы точек
под действием нескольких сил.
5. Решение задач на движение
твердого тела под действием
нескольких сил.
6. Задачи на определение
характеристик равновесия физических
систем.
7. Задачи на принцип
относительности: кинематические
характеристики движения тела в
разных инерциальных системах
отсчета.
8. Задачи на принцип
относительности: динамические
характеристики движения тела в
разных инерциальных системах
отсчета.
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
3. Законы сохранения (8 ч.)
1. Классификация задач по механике:
решение задач средствами
кинематики, динамики, с помощью
законов сохранения.
2. Решение задач на закон сохранения
импульса и реактивное движение.
3. Решение задач на определение
работы.
4. Решение задач на определение
мощности.
5. Решение задач на закон сохранения
механической энергии.
6. Решение задач на закон
превращения механической энергии.
Беседа,
обсуждение
Сообщения
учащихся
Работа в
группе
Работа в
группе
Работа в
группе
Работа в
группе
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Устное
обсуждение
Устное
обсуждение
Устное
обсуждение
Устное
обсуждение
7. Решение задач несколькими
Беседа,
способами
обсуждение,
(теоретических и
эксперимент
экспериментальных).
8. Составление задач на заданные
Работа в
объекты или явления.
группе
4. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел
1. Решение качественных задач на
основные положения и основное
уравнение молекулярно-кинетической
энергии (МКТ).
2. Решение задач на описание
поведения идеального газа; основное
уравнение МКТ, определение
скорости молекул, характеристики
состояния газа в изопроцессах.
3. Решение задач на свойства паров:
использование уравнения
Менделеева-Клапейрона,
характеристика критического
состояния.
4. Решение задач на описание явлений
поверхностного слоя: работа сил
поверхностного натяжения,
капиллярные явления, избыточное
давление в мыльных пузырях.
5. Решение задач на определение
характеристик влажности воздуха.
5. Основы термодинамики
1. Решение комбинированных задач на
первый закон термодинамики.
2. Решение комбинированных задач на
первый закон термодинамики.
3. Решение комбинированных задач на
первый закон термодинамики
(экспериментальных).
4. Решение задач на тепловые
Сообщения
учащихся,
письменный
отчет
Устное
обсуждение
(5 ч.)
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
(5 ч.)
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Работа в
группе
Беседа,
обсуждение,
эксперимент
Устное
обсуждение
Устное
обсуждение
Сообщения
учащихся,
письменный
отчет
Устное
Работа в
двигатели.
группе
обсуждение
5. Решение задач на тепловые
Работа в
двигатели.
группе
6. Электрическое поле (5 ч.)
Устное
обсуждение
1. Характеристика решения задач
раздела: общее и разное, примеры и
приемы решения.
2. Задачи разных видов на описание
электрического поля различными
средствами: законом сохранения
заряда и законом Кулона.
3.Задачи разных видов на описание
электрического поля различными
средствами: силовыми линиями,
напряженностью.
4.Задачи разных видов на описание
электрического поля различными
средствами: разностью потенциалов,
энергией.
5. Решение задач на описание систем
конденсаторов.
Беседа,
обсуждение
Сообщения
учащихся
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение
Работа в
группе
Устное
обсуждение