МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________ ________________________
И. В. Перевалова
А. Ю. Таратынов
«26» 08 2024 г.
Приказ № 58-ОД от «26» 08
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 817554)
Факультатива «Развитие речи»
для обучающихся 1 классов
г. Асбест 2024 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по факультативному курсу
«Развитие речи»
Курс «Развитие речи» относится к коммуникативному направлению, предметная область
«Русский язык и литературное чтение».
Реализация данного курса обусловлена выбором данного направления и предметной области
участниками образовательного процесса.
Курс рассчитан на 1 год обучения, 1 час в неделю. Общее количество часов за весь период
обучения составляет 33 часа.
Рабочая программа факультативного курса «Развитие речи» составлена в соответствии с
основными
положениями
Федерального
государственного
стандарта
начального
общего
образования и авторской программой курса «Речь» Т.Н. Соколова.
Актуальность курса.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть
обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цели курса:
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках русского
языка и литературного чтения, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них
навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к русскому языку, решать проблемы интеллектуального
развития младших школьников.
Задачи курса:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических
форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Предметные и метапредметные результаты изучения курса.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития
речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны знать:
многозначные слова, омонимы, синонимы;
типы текстов;
уметь:
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,
мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,
используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте.
Содержание рабочей программы курса представлено следующими разделами:
планируемые результаты освоения курса;
содержание курса;
тематическое планирование.
Содержание курса
1 класс.
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение
выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких
скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.
Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова –
«родственники»,
установить
общность
их
значения
на
основе
элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного
анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным
картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному
слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок
слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение.
Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить
предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная
мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения
приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности
в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
Название темы
п/п
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Речь.
2
1
1
2
Тише, громче.
2
1
1
3
Слова, слова, слова.
2
1
1
4
Озорные буквы.
2
1
1
5
Слова играют в прятки.
Слово и его значение.
2
1
1
6
Прямое и переносное
значение слова.
Многозначные слова.
2
1
1
7
Омонимы. Синонимы.
Антонимы. Тематические
группы слов.
3
1
2
8
Проверим себя. Загадки.
1
1
Пословицы.
9
Культура речи. Вежливые
слова.
2
0,5
1,5
10
Учимся рассуждать.
3
1
2
11
Текст.
2
1
1
12
Заглавие текста.
1
0,5
0,5
13
Тема текста.
2
1
1
14
Опорные слова.
2
1
1
15
Мы строим текст.
2
1
1
План текста.
16
Составление текста
2
2
17
Проверим себя.
1
1
Итого
33
13
20
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
1.
Доска классная
2.
Доска магнитно-маркерная
3.
Система для затемнения окон
4.
Стол учителя с ящиками для хранения
5.
Кресло учителя
6.
Шкаф для хранения учебных пособий
7.
Сетевой фильтр
8.
Принтер
9.
Ноутбук
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебники:
1) В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин «Азбука» (в 2-х ч.)
2) Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение. 1 класс»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Авторская программа курса «Речь» Т.Н. Соколова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://multiurok.ru/
https://infourok.ru/
https://uchi.ru/
https://urok.1c.ru/
https://www.yaklass.ru
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08986
https://resh.edu.ru/