МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор
по УВР
________________________ _______________________
И. В. Перевалова
А. Ю. Таратынов
«29» 08. 2025 г.
Приказ 55-ОД от
«29» 08. 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
Основы педагогики
для обучающихся 10-11 классов
г. Асбест, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа факультативного курса «Основы педагогики»
составлена на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования;
программы к.п.н. доцента О.В. Правдиной «Введение в педагогическую
профессию» (для педагогического класса). Самара, 2021г.
Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ «СОШ №1 им. М.Горького» АМО СО.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во
всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его
пределами.
Программа предназначена для реализации в педагогических классах
средней общеобразовательной школы.
Специфической особенностью занятий данного факультативного курса
выступает их ориентированность на развитие личности старшеклассников в
ответственный период социального взросления, формирование у них
социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных
интересов, развитие способности к творчеству.
Содержание программы факультативного курса включает темы,
актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов:
Что такое педагогическая профессия? Каково её место в мире других
профессий? Как и когда возникла педагогическая профессия? В чём её
специфика? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования
предъявляются к учителю? Что должен уметь учитель? Какими качествами
должен обладать учитель? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня нужные
профессионально важные качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя
в роли учителя? и др.
Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться
их жизненные планы, склонности и интересы к будущей педагогической
деятельности.
Кроме того, программа направлена на формирование навыков
конструктивного общения. В ходе занятий формируется умение общаться,
сохраняя хорошие отношения, навыки уверенного поведения, способность
работать в команде и совместно принимать решения, которая становится все
более важной и актуальной в этом возрасте.
Программа факультатива разработана в соответствии с обновленными
ФГОС среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся. Направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы среднего
общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности. Эта задача решается, в том числе
и посредством введения курсов внеурочной деятельности. Одним из
актуальных из них может стать курс «Основы педагогики».
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа факультативного курса внеурочной деятельности
разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребенка.
Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации
социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное
значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социальнозначимой деятельности, что является важным компонентом воспитания
ответственного гражданина своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается
примерной программой воспитания.
Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:
- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам
освоения программ среднего общего образования;
- расширить возможности индивидуального развития обучающихся;
- учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить
учебную и воспитательную деятельность;
- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на
основе осознания ими личной ответственности и объективной оценки
личного вклада каждого в решение общих задач.
Данная программа представляет собой профориентационный курс
педагогического образования, который должен сформировать у школьников
первоначальные общие представления о педагогической деятельности,
необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании
школы. Освоение данной программы предполагается по особому учебному
плану созданному для педагогического класса в 10-11 классах и является
факультативным курсом, а также пропедевтическим в изучении педагогики
как системы наук о воспитании и образовании человека.
Программа рассчитана на два года обучения в 10-11 классах и
составляет 34 учебных часа, с расчетом 0,5 часа в неделю, в рамках которых
предусмотрены такие формы проведения занятий как беседы, обсуждения,
дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, тренингов общения,
упражнения на отработку организаторских навыков, коммуникативные и
деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные
консультации педагога. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание
индивидуальной и групповой работы.
Итоговая зачетная работа может быть представлена в виде
индивидуального творческого или исследовательского проекта по выбору
темы учащихся.
Цели курса:
формирование у учащихся положительной установки на
педагогическую деятельность;
раскрытие возможностей педагогической деятельности для
творческой самореализации личности будущего педагога.
Задачи курса:
1.
Познавательный аспект:
познакомить учащихся с вариативными подходами в организации
педагогической деятельности;
вызвать интерес у учащихся к коллективной творческой деятельности;
2.
Развивающий аспект:
обеспечить усвоение учащимися знаний, умений и навыков организации
педагогической деятельности;
научить учащихся принимать эффективные решения по организации
педагогической деятельности;
развивать творческие способности учащихся, организаторские умения,
ориентировать их на освоение педагогической профессии;
создать условия для формирования лидерских качеств личности.
3.
Воспитывающий аспект:
способствовать воспитанию ценностного отношения к профессии
учитель;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
педагогической культурой.
-
Структура программы включает в себя два модуля:
Модуль 1. Введение в педагогическую профессию
Модуль 2. Общие основы педагогики
Учебный план программы курса 10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Форма
проведения
урока
Модуль 1. «Введение в педагогическую профессию» (5 ч.)
Особенности педагогической профессии
Лекция
Основы педагогического общения
Практика
Основы педагогической культуры
Практика
Модуль 2. «Общие основы педагогики» 12ч.)
Педагогика в системе наук о человеке
Практика
История возникновения педагогики как науки
Лекция
Методология и методы педагогического исследования
Практика
Философские основы педагогики Авторские школы
Педагогические мастерские.
Посещение
уроков учителей-мастеров.
Зачетный урок
Кол-во часов
1
2
2
2
2
2
Практика
1
Практика
4
1
17
Итого:
Учебный план программы курса 11 класс
№
1
2
Тема урока
Кол-во часов
Форма
проведения
урока
Модуль 1. «Введение в педагогическую профессию» (5 ч.)
Содержание, методы и формы педагогической
Лекция
1
деятельности.
Профессиограмма учителя. Модель успешной
Практика
2
педагогической деятельности.
Организация общения детей.
Практика
2
3
4
5
6
Модуль 2. «Общие основы педагогики» (12ч.)
Социализация человека
Практика
Воспитание и образование человека
Лекция
Самовоспитание в процессе формирования личности.
7
Мастерские по решению педагогических ситуаций
8
9
Педагогические мастерские.
Зачетный
урок
Посещение
уроков учителей-мастеров.
1
2
Практика
Практика
1
2
Практика
4
1
17
Итого:
Содержание программы 10 класс
Модуль 1 «Введение в педагогическую деятельность»
Тема 1. Особенности педагогической профессии
Предназначение учителя. Педагогическая профессия и педагогическое
призвание. Специфика педагогической деятельности.
Тема 2. Основы педагогического общения
Понятие и сущность педагогического общения. Виды общения. Культура
педагогического
общения. Стиль общения.
Тема З.Основы педагогической культуры
Понятие педагогической культуры. Структура
педагогической
культуры. Уровни педагогической культуры. Профессиональное развитие и
саморазвитие
педагога. Профессиональная позиция педагога.
Модуль 2. «Общие основы педагогики»
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
Общая характеристика понятия педагогики. Объект, предмет
и функции
педагогики. Категории педагогической науки. Связь педагогики с другими
науками.
Тема 2. История возникновения педагогики как науки
Образование и воспитание на Руси с древнейших времен.
Выдающиесяпредставители отечественного образование и педагогической
мысли: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я.
Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт,
П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и
др.
Тема 3. Методология и методы педагогического исследования
Роль и значение научных исследований для развития науки и практики.
Понятие «методология науки».Формы организации научного знания.
Принципы и методы педагогического исследования.
Тема 4. Философские основы педагогики
Аксиологический,
культурологический,
антропологический,
гуманистический, деятельностный подходы и принципы. Авторские Школы.
Тема 5. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей
мастеров и обсуждение увиденного.
Содержание программы 11 класс
Модуль 1 «Введение в педагогическую деятельность»
Тема 1. Содержание, методы и формы педагогической деятельности.
Организация педагогической деятельности.
Тема 2. Профессиограмма учителя. Модель успешной
педагогической
деятельности. Педагогическая
компетентность,
педагогический
профессионализм, педагогическое мастерство.
Тема 3. Предпосылки продуктивного общения. Стиль общения. Общение с
родителями учащихся. Особенности общения в педагогическом коллективе.
Организация общения детей.
Модуль 2. «Общие основы педагогики»
Тема 1. Социализация личности
Развитие личности как педагогическая проблема. Понятие развития
личности, закономерности развития. Сущность социализации, её факторы и
стадии. Образование как фактор социализации личности.
Тема 2. Воспитание и образование человека
Сущность и виды воспитания. Воспитание и формирование личности.
Тема 3. Самовоспитание в процессе формирования личности.
Роль образования и обучения в развитии личности.
Тема 4. Решение педагогических ситуаций
Тема 5. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров
и обсуждение увиденного.
Планируемые результаты освоения курса
На теоретическом и практическом уровне учащиеся знакомятся с
основами педагогической деятельности, приобретают необходимые
знания, умения и навыки профессии учителя, развивают способности и
организаторские умения.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
- формирование коммуникативной компетентности, навыков
продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
- эмоциональный комфорт, открытость, новый
уровень
межличностных отношений;
- развитие самостоятельности мышления учащихся, приобретение
новых
коммуникативных
качеств,
повышение
мотивации
к
самообразованию и творчеству;
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания; стремление к
самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам
трудовой деятельности; бережного отношения к личному и
общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Предметные результаты
иметь представления о:
- возникновении и развитии педагогической профессии;
- социальной значимости труда учителя;
- педагогических процессах;
- педагогических учебных заведениях;
- роли и сущности педагогической профессии;
- ценностном отношении к профессии.
знать:
- требования, предъявляемые к личности педагога;
- причины возникновения педагогических конфликтов;
- права и обязанности в получении профессионального образования;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение.
- умение:
- анализировать свою деятельность и деятельность других;
- организовывать жизнь и деятельность детей;
- осуществлять самосовершенствование с позиций требований,
предъявляемых к учителю;
- наличие практических навыков организации внеклассной деятельности.
Метапредметные результаты
- профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к
осознанному
выбору
профиля
и
ориентация
в
выбранной
профессиональной области.
- обеспечение методологической компетентности, позволяющей
осуществить прогнозирование и самопроектирование «Я-концепции»
личности, способность к самопрезентации в рамках публичных
выступлений;
- социально-педагогическое самоопределение в будущем;
- постановка и решение исследовательских задач в области науки и
образования;
- применяет способы диагностики, обладает основами письменного
анализа ПС.
Основной способ оценивания результативности обучающихся:
Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся;
Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов.
Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных
педагогических ситуаций, оформление диагностических работ.
Итоговый творческий зачет в форме защиты проекта по выбранной
учащимися теме.
Учебно-тематический план 10 класс
Содержание программы Раздел, тема
№
1.
2.
3.
Виды учебной работы, трудоемкость
в часах)
Всего
Аудиторная работа Учебная
неделя
Лекции Практика
Модуль «Введение в педагогическую профессию» (5 ч.)
Особенности педагогической профессии
1
1
Основы педагогического общения
2
2
Основы педагогической культуры
2
2
1 нед
2-3 нед
4-5 нед
1.
Модуль «Общие основы педагогики» (12 ч.)
Педагогика в системе наук о человеке
2
2
История возникновения педагогики как науки
2
3.
Методология и методы педагогического
исследования
Философские основы педагогики Авторские
школы
2
1
Педагогические мастерские.
Посещение уроков учителей-мастеров.
Зачет
Итого:
4
5.
6.
6-7 нед
8-9 нед
2
2
10-11 нед
-
1
12 нед
4
-
4
13-16 нед
1
12
-
1
17 нед
17
Всего
2
14
3
Учебно-тематический план 11 класс
Содержание программы Раздел, тема
№
Виды учебной работы, трудоемкость
в часах)
Всего
Аудиторная работа Учебная
неделя
Лекции Практика
1.
Модуль «Введение в педагогическую профессию» (5 ч.)
1
Содержание, методы и формы педагогической
2
деятельности.
Профессиограмма
учителя. Модельуспешной
педагогической
деятельности.
2
Организация
общения
детей.
Модуль «Общие основы педагогики» (50 ч.)
1
Социализация человека
2
Воспитание и образование человека
3
3.
Самовоспитание в процессе формирования
личности.
Мастерские по решению педагогических
ситуаций
1
2
5.
Педагогические мастерские.
Посещение уроков учителей-мастеров.
6.
1.
2.
3.
4
1
2
2
1
2
1 нед
2-3 нед
4-5 нед
6 нед
7-9 нед
1
1
10 нед
-
2
11-12 нед
4
-
4
13-16 нед
Зачет
Итого:
1
17
-
1
14
17 нед
Всего
17
3
Литература по педагогике
1. Ассуирова Лариса Владимировна. Педагогическая риторика. Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования Год: 2013
2. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения.
Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ Год: 2013
3. Грохольская О.Г. Введение в профессиональную деятельность Год: 2011
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского
сада Год: 2012
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х частях. Часть 2. Учебник для ВУЗов. ГРИФ МО
РФ Год: 2006
6. Джуринский А.Н. История педагогики и образования Год: 2010
7. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Учебное пособие Год: 2008
8. Загвязинский Владимир Ильич Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования. Гриф УМО вузов России Год: 2013
9. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. Учебное пособие Год: 2004
10. Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Учебное пособие Год:
2010
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО Год: 2013
12. Морева Основы педагогического мастерства. Практикум. Учебное пособие для ВУЗов Год:
2006
13. Недвецкая М.Н. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности: настольная
книга педагога Год 2009
14. Основы педагогики и психологии 10-11 классы, учебное пособие в двух частях, Москва,
«Просввещение», 2023
15. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в
первобытном обществе до конца XX века. Гриф УМО ВУЗов России Год: 2009
16. Сальникова Педагогические технологии. Учебное пособие Год: 2010
17. Сигид аЕ.А. Содержание и методика социальной работы. Учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа". Гриф УМО вузов
России Год: 2013
18. Шашенкова Е. Психолого-педагогический практикум (учебно-методическое пособие) Год:
2010
19. Хозиев В.Б. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка.
Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов Год: 2009
Интернет ресурсы для учащихся
http://gotourl.ru/14883
http://gotourl.ru/14882
http://gotourl.ru/10859
http://gotourl.ru/10880