РП электив Введение в психологию

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области

Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор
________________________

А.Ю.Таратынов
И.В.Перевалова Приказ № 55-ОД от «29» 08. 2025
«29» 08. 2025 г.

________________________

Рабочая программа
Элективного курса
Введение в психологию
10-11 класс

г. Асбест 2025

Пояснительная записка

Элективный курс «Введение в психологию» предназначен для формирования у
учащихся 10-11 класса первоначальных общих представлений о психологии, как науке,
необходимых для их осознанного выбора профессии педагога по окончании школы.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 - 11 классов
общеобразовательной школы.
Занятия проводятся 1 раз в две недели. Общее количество часов – 34 ч.
Нормативный срок обучения – 2 года.
Настоящая программа элективного курса составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273 - ФЗ.
2. Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «
СОШ № 1 им. М. Горького».
3. Методического сопровождения факультативных занятий «Введение в
педагогическую профессию. Модуль 1» под общей редакцией ректора УО «
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима
Танка», доктора педагогических наук, профессора А.И. Жука, г. Минск, 2015 г.5
4. Примерной программы по дисциплине «Введение в профессиональную
деятельность педагога» ФГБОУ ВО « Уральский государственный педагогический
университет», Екатеринбург, 2016 г.
5. Рабочая учебная программа по дисциплине «Я лидер: стратегии успеха»
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2016. - 30 с.
Составители: Герасименко Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
психологии образования УрГПУ.
6. Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии». Автор
Г.В. Резапкина. Издательство «Генезис» Москва, 2008 г.
7. «Основы общей психологии» под редакцией С.Л Рубинштейн. Издательство
«Питер» Санкт-Петербург, 2001 г.
Основной целью программы является: получение первичных психологических знаний,
необходимых для будущей педагогической профессии; развитие у обучающихся
коммуникативных компетенций и организаторских способностей; формирование
активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Дать учащимся первичные психологические знания; раскрыть их значение и
важность не только для будущей профессии, но и для социальной адаптации и
построения своих жизненных планов.
2. Сформировать у обучающихся лидерские, коммуникативные и социальные
компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного
поведения в обществе.
3. Развивать способность к реализации социально-ориентированной, общественнополезной деятельности.

4. Развивать навыки самостоятельного принятия решения и ответственности;
организации и осуществления сотрудничества со сверстниками в решении
личностно и социально значимых проблем
Объем программы:
Объем программы составляет 34 часа, из которых в 10 классе 17 часов; в 11 классе
–17 часов.
Принципы отбора содержания образования:
Программа построена на принципах разноуровневости, вариативности, учета
возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее,
согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребѐнка в творческом
развитии.
Принципы дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении
основами народной культуры;
- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение
теоретического и практического материала;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения,
показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы: Основная форма организации занятий – групповая. Во
время занятий для обучающихся организуются: практикумы, мастер-классы,
интеллектуальные игры, тренинги, лекции, беседы, сюжетно-ролевые игры.
Индивидуальная работа ведется с целью консультирования по поручению или подготовке
к публичному выступлению. Формой подведения итогов реализации программы
«»Психология» является работа обучающихся над проектом социально-психологического
характера. Аттестационным материалом для обучающегося является спланированное,
организованное и проведенное мероприятие, презентация проекта.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
В процессе обучения элективного курса « Психология» учащиеся должны достичь
следующих результатов:
Личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками психологической информации: находить
психологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, психологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
Иметь представления о:
- возникновении и развитии психологии, как науки;
- социальной значимости теоретических и практических психологических знаний;
- закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических
особенностях человека.
Знать:
-требования, предъявляемые к личности педагога;
-причины возникновения конфликтов;
-права и обязанности в получении профессионального педагогического или
психологического образования;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение;
Уметь:
-анализировать свою деятельность;
-организовывать жизнь и деятельность детей с учётом полученных знаний по
психологии;
-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к
учителю;
-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения,
самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;
-применять полученные психологические знания и практические навыки

Календарно-тематическое планирование курса «Введение в психологию»
10 класс
№

Тема занятия

Количество
часов
1

Технология и организация
занятия
Беседа

Виды
контроля
Текущий

1

Беседа, практикум

Текущий

2

3.

Психология как наука. Отрасли современной психологии.
Методы психологического исследования.
Общая
характеристика
познавательных
процессов.
Ощущения. Восприятие.
Память. Внимание. Воображение.

4.

Мышление. Виды мышления

2

5.

Общее представление о личности и её развитии.

1

Беседа,
самодиагностика, Текущий
практикум
Беседа,
самодиагностика, Текущий
интеллектуальная игра
Беседа, самодиагностика
Текущий

6.

Темперамент как базовая характеристика личности.

1

Беседа, презентация

Текущий

7.

Характер. Формирование характера.

1

Беседа, самодиагностика

Текущий

8.

Воля. Волевая регуляция личности.

1

Беседа, самодиагностика

Текущий

9.

Способности и развитие личности.

1

Беседа, самодиагностика

Текущий

10.

Эмоции и чувства.

2

Беседа, самодиагностика

Текущий

11.

Потребности и мотивы.

1

Беседа, тестирование

Текущий

12.
13.

Формирование и развитие личности.
Деятельность. Виды деятельности.

1
1

Беседа, сюжетно- ролевая игра
Беседа, практикум

Текущий
Текущий

14.

Обобщающий урок.
Итого

Беседа, дискуссия.

Текущий

1.
2.

1
17 часов

Календарно-тематическое планирование курса «Введение в психологию»
№

Тема

1.

Социальная психология как наука.

2.
3.
4.

Особенности малых групп. Уровни развития малых групп
Положение человека в группе. Лидерство.
Взаимодействие в группе.

1
1
1

5.
6.

Общение. Виды. Функции.
Механизмы межличностного восприятия

1
1

7.

Деловое общение. Особенности межличностного общения.
Правила эффективного общения
Особенности публичного выступления. Самопрезентация.
Возрастная психология. Основные понятия возрастной
психологии.
Характеристика раннего детства (0-3 года)
Характеристика дошкольника
Характеристика младшего школьника
Характеристика подростка
Характеристика старшеклассника.
Характеристика юности
Характеристика взрослости
Обобщающий урок. Подведение итогов.
итого

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Количество
часов
1

11 класс

Технология
и
Виды
организация занятия
контроля
Беседа
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

1

Беседа, презентация
Беседа, практикум
Моделирование
ситуаций
Беседа, деловая игра
Моделирование
ситуаций
Деловая игра

1
1

Презентация
Беседа, презентация

Текущий
Текущий

1
1
1
1
1
1
1
1
17 часов

Беседа, презентация
Беседа, презентация
Беседа, тестирование
Беседа, тестирование
Беседа, дискуссия
Беседа, тестирование
Беседа, дискуссия
Деловая игра.

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».