МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образованием Асбестовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 1 им. М. Горького" АМО СО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
А.Ю.Таратынов
И.В.Перевалова Приказ № 55-ОД от «29» 08. 2025
«29» 08. 2025 г.
________________________
Рабочая программа
Элективного курса
Введение в психологию
10-11 класс
г. Асбест 2025
Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в психологию» предназначен для формирования у
учащихся 10-11 класса первоначальных общих представлений о психологии, как науке,
необходимых для их осознанного выбора профессии педагога по окончании школы.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 - 11 классов
общеобразовательной школы.
Занятия проводятся 1 раз в две недели. Общее количество часов – 34 ч.
Нормативный срок обучения – 2 года.
Настоящая программа элективного курса составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273 - ФЗ.
2. Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «
СОШ № 1 им. М. Горького».
3. Методического сопровождения факультативных занятий «Введение в
педагогическую профессию. Модуль 1» под общей редакцией ректора УО «
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима
Танка», доктора педагогических наук, профессора А.И. Жука, г. Минск, 2015 г.5
4. Примерной программы по дисциплине «Введение в профессиональную
деятельность педагога» ФГБОУ ВО « Уральский государственный педагогический
университет», Екатеринбург, 2016 г.
5. Рабочая учебная программа по дисциплине «Я лидер: стратегии успеха»
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2016. - 30 с.
Составители: Герасименко Ю. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
психологии образования УрГПУ.
6. Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии». Автор
Г.В. Резапкина. Издательство «Генезис» Москва, 2008 г.
7. «Основы общей психологии» под редакцией С.Л Рубинштейн. Издательство
«Питер» Санкт-Петербург, 2001 г.
Основной целью программы является: получение первичных психологических знаний,
необходимых для будущей педагогической профессии; развитие у обучающихся
коммуникативных компетенций и организаторских способностей; формирование
активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Дать учащимся первичные психологические знания; раскрыть их значение и
важность не только для будущей профессии, но и для социальной адаптации и
построения своих жизненных планов.
2. Сформировать у обучающихся лидерские, коммуникативные и социальные
компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного
поведения в обществе.
3. Развивать способность к реализации социально-ориентированной, общественнополезной деятельности.
4. Развивать навыки самостоятельного принятия решения и ответственности;
организации и осуществления сотрудничества со сверстниками в решении
личностно и социально значимых проблем
Объем программы:
Объем программы составляет 34 часа, из которых в 10 классе 17 часов; в 11 классе
–17 часов.
Принципы отбора содержания образования:
Программа построена на принципах разноуровневости, вариативности, учета
возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее,
согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребѐнка в творческом
развитии.
Принципы дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении
основами народной культуры;
- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение
теоретического и практического материала;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения,
показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы: Основная форма организации занятий – групповая. Во
время занятий для обучающихся организуются: практикумы, мастер-классы,
интеллектуальные игры, тренинги, лекции, беседы, сюжетно-ролевые игры.
Индивидуальная работа ведется с целью консультирования по поручению или подготовке
к публичному выступлению. Формой подведения итогов реализации программы
«»Психология» является работа обучающихся над проектом социально-психологического
характера. Аттестационным материалом для обучающегося является спланированное,
организованное и проведенное мероприятие, презентация проекта.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
В процессе обучения элективного курса « Психология» учащиеся должны достичь
следующих результатов:
Личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками психологической информации: находить
психологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, психологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
Иметь представления о:
- возникновении и развитии психологии, как науки;
- социальной значимости теоретических и практических психологических знаний;
- закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических
особенностях человека.
Знать:
-требования, предъявляемые к личности педагога;
-причины возникновения конфликтов;
-права и обязанности в получении профессионального педагогического или
психологического образования;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение;
Уметь:
-анализировать свою деятельность;
-организовывать жизнь и деятельность детей с учётом полученных знаний по
психологии;
-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к
учителю;
-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения,
самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;
-применять полученные психологические знания и практические навыки
Календарно-тематическое планирование курса «Введение в психологию»
10 класс
№
Тема занятия
Количество
часов
1
Технология и организация
занятия
Беседа
Виды
контроля
Текущий
1
Беседа, практикум
Текущий
2
3.
Психология как наука. Отрасли современной психологии.
Методы психологического исследования.
Общая
характеристика
познавательных
процессов.
Ощущения. Восприятие.
Память. Внимание. Воображение.
4.
Мышление. Виды мышления
2
5.
Общее представление о личности и её развитии.
1
Беседа,
самодиагностика, Текущий
практикум
Беседа,
самодиагностика, Текущий
интеллектуальная игра
Беседа, самодиагностика
Текущий
6.
Темперамент как базовая характеристика личности.
1
Беседа, презентация
Текущий
7.
Характер. Формирование характера.
1
Беседа, самодиагностика
Текущий
8.
Воля. Волевая регуляция личности.
1
Беседа, самодиагностика
Текущий
9.
Способности и развитие личности.
1
Беседа, самодиагностика
Текущий
10.
Эмоции и чувства.
2
Беседа, самодиагностика
Текущий
11.
Потребности и мотивы.
1
Беседа, тестирование
Текущий
12.
13.
Формирование и развитие личности.
Деятельность. Виды деятельности.
1
1
Беседа, сюжетно- ролевая игра
Беседа, практикум
Текущий
Текущий
14.
Обобщающий урок.
Итого
Беседа, дискуссия.
Текущий
1.
2.
1
17 часов
Календарно-тематическое планирование курса «Введение в психологию»
№
Тема
1.
Социальная психология как наука.
2.
3.
4.
Особенности малых групп. Уровни развития малых групп
Положение человека в группе. Лидерство.
Взаимодействие в группе.
1
1
1
5.
6.
Общение. Виды. Функции.
Механизмы межличностного восприятия
1
1
7.
Деловое общение. Особенности межличностного общения.
Правила эффективного общения
Особенности публичного выступления. Самопрезентация.
Возрастная психология. Основные понятия возрастной
психологии.
Характеристика раннего детства (0-3 года)
Характеристика дошкольника
Характеристика младшего школьника
Характеристика подростка
Характеристика старшеклассника.
Характеристика юности
Характеристика взрослости
Обобщающий урок. Подведение итогов.
итого
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Количество
часов
1
11 класс
Технология
и
Виды
организация занятия
контроля
Беседа
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
1
Беседа, презентация
Беседа, практикум
Моделирование
ситуаций
Беседа, деловая игра
Моделирование
ситуаций
Деловая игра
1
1
Презентация
Беседа, презентация
Текущий
Текущий
1
1
1
1
1
1
1
1
17 часов
Беседа, презентация
Беседа, презентация
Беседа, тестирование
Беседа, тестирование
Беседа, дискуссия
Беседа, тестирование
Беседа, дискуссия
Деловая игра.
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий